В Государственном областном художественном музее «Либеров-центр» (ул. Думская, 3) 23 января 2025 года в 17-00 состоится открытие выставки «Наши юбиляры». По сложившейся традиции, в экспозицию войдут произведения омских художников, которые в наступившем году отмечают свои юбилеи.
Украсят экспозицию картины художников старшего поколения – Р.Ф. Черепанова (1925 - 2019), И.Я. Сивохина (1920-1991), Н.В. Бабаш (1950 г.р.), В.И. Маслова (1945 г.р.), С.Н. Александрова (1955 г.р.), и др., внесших огромный вклад развития сибирского искусства XX века.
Одним из ярких представителей даровитых живописцев Сибири стал Ростислав Федорович Черепанов. Он вошел в искусство в 1960-70-е, когда в стране происходили значительные исторические и социальные перемены, повлекшие за собой эстетические и художественные изменения. Среди многих факторов, обусловливающих творческое своеобразие художника, его неповторимость, решающая роль принадлежит ярковыраженной устойчивости его творческих интересов к истории и православной культуре, любви к Отечеству, родному сибирскому краю, земле, на которой жили и трудились его родители и деды. Представленные в экспозиции пейзажи Ивана Яковлевича Сивохина (1920-1991) отражают многочисленные поездки на Алтай, Северный Урал, Байкал, Забайкалье. Его произведения «Замок горных духов», «Мемориальный домик академика Комарова В. Л. в Уссурийском зоопарке» несут в себе эпическую мощь, глубокое философское обобщение. Окружающий мир художник трактует эмоционально, свежо, с особой долей стилизации. Основываясь на реалистических традициях русской пейзажной школы живописи пейзажист в результате большого пленэрного опыта достиг больших высот в трактовке натуры.
Пейзаж - ведущий жанр Виктора Ивановича Маслова. Перед зрителем предстает мир сибирской природы с ее обаянием и особой атмосферой. Картина «Свежий ветер» открывает залитый солнцем самобытной уголок деревеньки, где жизнь природы и людей воедино слиты. Особую лирику привносят в пейзаж жанровые мотивы: удобно усевшаяся на пенек сорока, пасущиеся коровы, скользящая по речной глади лодочка рыбака. Работая в традициях русской пейзажной реалистической школы и завоеваниях пленэрной живописи, Виктор Маслов выработал собственный художественный язык и манеру воспроизведения натуры. Матовая «фресковая» живопись темперными красками придает особое свойство изобразительной материи.
Поэзия пейзажа рождается в картинах Натальи Владимировны Бабаш. Продолжая традиционную линию лирического пейзажа, автор неизменно привносит в трактовку сибирской природы свое видение. Широкая панорама родного города открывается из окна мастерской художницы. «А снег идет» - это еще одна возможность выразить в красках единство красоты сибирской природы и архитектурных строений. Чередование ритма деревьев, заснеженной глади реки выстраивает гармоничное пространство.
Произведения Сергея Николаевича Александрова отличаются особой мерой условности и стилизации. Художник в течение времени выработал свой авторский стиль и неповторимую манеру. Городские индустриальные пейзажи «Ночная смена» и «Свинцовое небо» нашли отражение в раннем творчестве художника.
На протяжении 2 пол. XX века живописные полотна омских живописцев отличали высокая художественность, образная глубина, «характер» и композиционная режиссура. Разрабатывая палитру своих произведений, авторы постигали характерные особенности своего края, глубоко укорененные в его природных условиях. Вместе с этим, работая на различных творческих дачах, путешествуя по стране и Сибири, омские художники значительно обогатили круг осваиваемых тем и живописную палитру.
В экспозиции представлено более 25 произведений из фондов музея.
Куратор выставки - Г.Е. Лузянина, заведующий отделом научно-просветительской и экспозиционной деятельности, член Союза художников России, искусствовед.