К 110-летию со дня рождения народного художника РСФСР А.Н. Либерова телеканал "Продвижение" сделал настоящий подарок для всех омичей и ценителей творчества одного из ведущих художников-пастелистов России - подготовил видеофильм "Либеров - творец прекрасного". В нём своими воспоминаниями о Мастере делятся друзья и близкие, омские художники и искусствоведы, сотрудники музея и преподаватели высшей школы, представители власти и творческой интеллигенции.
Имя Алексея Николаевича ЛИБЕРОВА прочно вписано в культурный ландшафт Сибири и хорошо известно среди профессионалов и знатоков советского искусства. За 70 лет творческой деятельности народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии имени И.Е. Репина, член-корреспондент Российской академии художеств, ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА ОМСКА А.Н. Либеров создал более трех тысяч живописных и графических работ. Его произведения вошли в состав многих музейных коллекций страны, в том числе крупнейших столичных – Государственной Третьяковской галереи и Русского музея.
Творческая биография Алексея Николаевича была связана с СИБИРЬЮ. На протяжении долгих лет у него была возможность художественно осмысливать величественную природу этого края. Либеров родился и провел свои детские годы в ТОМСКЕ. Именно здесь ему посчастливилось встретить своего первого учителя в искусстве – известного художника ВАДИМА МИЗЕРОВА, мастерски работавшего акварелью и пастелью. Он учил будущего художника техническим приемам рисунка и воспитывал в нем возвышенное отношение к природе.
После переезда в Омск Алексей Либеров начинает посещать студию ВИКТОРА УФИМЦЕВА – «самого левого художника Азиатской России», организатора группы «Червонная тройка», футуриста, увлеченного поэзией Маяковского, музыкой, театром и киноискусством. Знакомство с ним сказалось на желании юноши работать в мастерской Союзкино, а впоследствии поступить на ОПЕРАТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Государственного института кинематографии в Москве. Но Алексей Либеров так и не смог забыть прозрачные акварели и пастели первого учителя. Поэтому через два года обучения он оставил ГИК и поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Всероссийской академии художеств в ЛЕНИНГРАДЕ.
Основываясь на богатых реалистических традициях русской пейзажной живописи XIX-XX веков, А.Н. Либеров воплотил в своем творчестве тонко прочувствованную и глубоко достоверную картину СИБИРСКОЙ ПРИРОДЕ. «Главное, – говорил Либеров, – найти в искусстве свою тему». Для него такой темой стал СИБИРСКИЙ ПЕЙЗАЖ. Художника волновала широта, необъятность Сибири, могучие силы природы, её жизненная энергия. Для него пейзаж - не только изображение природы, он был полон большого внутреннего смысла, глубоких национальных идей.
В начале творческого пути у А.Н. Либерова не было затруднений в выборе материала для создания своих работ. Однажды ещё молодой художник получил в подарок от матери заветную коробочку французской ПАСТЕЛИ и стал экспериментировать. Пастель в руках художника – податливый, покорный его желанию материал, которым он сразу и рисует, и пишет, как маслом. Ему очень близка её бархатистая фактура и нежные цветовые градации. Именно с пастелью связан тот особый «ЛИБЕРОВСКИЙ КОЛОРИТ», который построен на мягких тональных контрастах цвета или неуловимых тоновых переходах. Излюбленные художником золотисто-охристые и жемчужно-серые тона определяют общий цветовой строй, тонкую ГАРМОНИЮ его произведений, и придают колориту исключительное звучание.
Масштаб деятельной личности ХУДОЖНИКА раскрывался в этюдах, картинах, в умении воплотить в жанре пейзажа большую социально-значимую тему. Многочисленные путешествия, творческие командировки по стране и Сибири чередовались с ЗАРУБЕЖНЫМИ ПОЕЗДКАМИ. Полученные натурные впечатления глубоко осмысливались и перерабатывались, находясь в тесной связи с мироощущением пейзажиста. Подлинная нравственность и ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ пейзажных работ А.Н. Либерова ощутима в их лирико-поэтическом звучании. В картинах художника создается особая тонкая гармония, покой и уравновешенность, и в то же время специфическая световая напряженность за счет отдельных, ярких, как бы светящихся пятен, штрихов.
Утверждая в своих ПЕЙЗАЖАХ эстетическую, духовную и нравственную ценность природы, А.Н. Либеров развивал внутреннее видение, ощущение окружающего мира в творчестве своих УЧЕНИКОВ. Именно ему Омск обязан тем, что в 1960 году в Омском государственном педагогическом институте им. А.М. Горького возник ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ факультет. Выдающийся мастер не стремился к созданию формальной «либеровской» школы. Свой педагогический дар он направлял на формирование у начинающих пейзажистов художественного мировоззрения, ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА и стиля. Основой его метода было живое человеческое общение и пример неустанного творческого труда. Изображение природы Сибири, ее широких просторов, постижение ее тайн, лирико-эпический строй композиций находили продолжение в творчестве многих ведущих ПЕЙЗАЖИСТОВ Омска.