Главная
/
Коллекции
/
А.Н. Либеров

Алексей Николаевич Либеров

23. Со студентами ХГФ

Имя Алексея Николаевича Либерова прочно вписано в культурный ландшафт Сибири и хорошо известно среди профессионалов и знатоков советского искусства. За 70 лет творческой деятельности народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии имени И.Е. Репина, член-корреспондент Российской академии художеств, Почётный гражданин города Омска А.Н. Либеров создал более трех тысяч живописных и графических работ. Его произведения вошли в состав многих музейных коллекций страны, в том числе крупнейших столичных – Государственной Третьяковской галереи и Русского музея.

Творческая биография Алексея Николаевича была связана с Сибирью. На протяжении долгих лет у него была возможность художественно осмысливать величественную природу этого края. Либеров родился и провел свои детские годы в Томске. Именно здесь ему посчастливилось встретить своего первого учителя в искусстве – известного художника В.М. Мизерова, мастерски работавшего акварелью и пастелью. Он учил будущего художника техническим приемам рисунка и воспитывал в нем возвышенное отношение к природе.

После переезда в Омск Алексей Либеров начинает посещать студию В.И. Уфимцева – «самого левого художника Азиатской России», организатора группы «Червонная тройка», футуриста, увлеченного поэзией Маяковского, музыкой, театром и киноискусством. Знакомство с ним сказалось на желании юноши работать в мастерской Союзкино, а впоследствии поступить на операторский факультет Государственного института кинематографии в Москве. Но Алексей Либеров так и не смог забыть прозрачные акварели и пастели первого учителя. Поэтому через два года обучения он оставил ГИК и поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Всероссийской академии художеств в Ленинграде.

 


 

1нлгкгл 2нронь 3нлбглбглб 4ертетн6тгн 5нлшюшщю

 


 

Основываясь на богатых реалистических традициях русской пейзажной живописи XIX-XX веков, А.Н. Либеров воплотил в своем творчестве тонко прочувствованную и глубоко достоверную картину сибирской природы. «Главное, – говорил Либеров, – найти в искусстве свою тему». Для него такой темой стал сибирский пейзаж. Художника волновала широта, необъятность Сибири, могучие силы природы, её жизненная энергия. Для него пейзаж - не только изображение природы, он был полон большого внутреннего смысла, глубоких национальных идей.

В начале творческого пути у А.Н. Либерова не было затруднений в выборе материала для создания своих работ. Однажды ещё молодой художник получил в подарок от матери заветную коробочку французской пастели и стал экспериментировать. Пастель в руках художника – податливый, покорный его желанию материал, которым  он сразу и рисует, и пишет, как маслом. Ему очень близка её бархатистая фактура и нежные цветовые градации. Именно с пастелью связан тот особый «либеровский колорит», который построен на мягких тональных контрастах цвета или неуловимых тоновых переходах. Излюбленные художником золотисто-охристые и жемчужно-серые тона определяют общий цветовой строй, тонкую гармонию его произведений, и придают колориту исключительное звучание.

Масштаб деятельной личности художника раскрывался в этюдах, картинах, в умении воплотить в жанре пейзажа большую социально-значимую тему. Многочисленные путешествия, творческие командировки по стране и Сибири чередовались с зарубежными поездками. Полученные натурные впечатления глубоко осмысливались и перерабатывались, находясь в тесной связи с мироощущением пейзажиста. Подлинная нравственность и человечность пейзажных работ А.Н. Либерова ощутима в их лирико-поэтическом звучании. В картинах художника создается особая тонкая гармония, покой и уравновешенность, и в то же время специфическая световая напряженность за счет отдельных, ярких, как бы светящихся пятен, штрихов.

 


 

1нрнаголднш 2шщжющж 3шжщюшщ 4г6ьл6г 5шююзщ.юш

 


 

Утверждая в своих пейзажах эстетическую, духовную и нравственную ценность природы, А.Н. Либеров развивал внутреннее видение, ощущение окружающего мира в творчестве своих учеников. Именно ему Омск обязан тем, что в 1960 году в Омском государственном педагогическом институте им. А.М. Горького возник художественно-графический факультет. Выдающийся мастер не стремился к созданию формальной «либеровской» школы. Свой педагогический дар он направлял на формирование у начинающих пейзажистов художественного мировоззрения, творческого метода и стиля. Основой его метода было живое человеческое общение и пример неустанного творческого труда. Изображение природы Сибири, ее широких просторов, постижение ее тайн, лирико-эпический строй композиций находили продолжение в творчестве многих ведущих пейзажистов Омска.

 


Смотреть в галерее

 

362096_3235 362097_2186 Слайдер Сирень 362095_4364    Дорога в тайге. Вертикос. 1979 Картон, пастель ДЛЯ ОТКР  
Яндекс.Метрика