Главная
/
Проекты
/
Программы
/
История нашего дома

История нашего дома

← Предыдущая Следующая →

царуаекрре

 

В 1911 году в историческом центре города, по улице ДУМСКАЯ, был построен просторный жилой особняк А.С. Кабалкина. Он принадлежал большой семье КАБАЛКИНЫХ, члены которой являлись представителями российской интеллигенции.


После освобождения Омска от Колчака хозяева вынуждены были покинуть дом, и с февраля 1920 года по лето 1921 года в доме располагался полномочный представитель ВЧК по Сибири И.П. ПАВЛУНОВСКИЙ. Его сменяют райкомы РКП (б) и ВЛКСМ 2-го района города.


С начала 1930 годов в бывшем особняке Кабалкина располагалось актёрское общежитие ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА. В 1931 году в Омск приезжает новый художественный руководитель театра драмы В.Ф. Торский. Вместе с ним прибывают около двухсот человек труппы, для размещения которых отводится несколько домов, в том числе и особняк по улице Думской. Почти полвека в общежитии собиралась творческая элита Омска.


В 1981-1982 годах здание передается профсоюзам под ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА и переживает свой первый капитальный ремонт.


В 1994 году здание решением Главы Администрации Омской области Л.К. Полежаева переходит к Управлению культуры и искусства Администрации Омской области для музея «Либеров-центр» и ставится на второй капитальный ремонт. Летом 1999 года в доме Кабалкиных размещается «МУЗЕЙ "ЛИБЕРОВ-ЦЕНТР».

 

1

 

А ТЕПЕРЬ ПОДРОБНЕЕ...

В декабре 1910 года Александр Соломонович Кабалкин получает разрешение на постройку на ул. Думской в Слободском форштадте «дома и служб». Особняк представляет собой интересный образец ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА в стиле модерн.


Главной задачей стиля МОДЕРН, появившегося в конце XIX в., было «осовременить» декоративные средства архитектуры и формы предметов прикладного искусства, дать им живую и динамичную пластику. Источником вдохновения для художников служил природный мир флоры и фауны, где отрицались геометрически четкие формы, прямые линии и углы, строгая вертикаль. АСИММЕТРИЯ разрушала классическую элегантность, но вызывала чувство комфорта. Для стиля были характерны любовь к новым материалам, разрушение замкнутости и тяжеловесности архитектурных форм, свобода в объемно-пространственном построении, поиски новых пластических и декоративных средств, динамичное решение внутри пространств, использование синтеза искусств, разнообразных приемов освещения.


НЕИЗВЕСТНЫЙ АРХИТЕКТОР архитектор начинал проектирование с планировки внутренних помещений исходя из принципа удобства и комфорта. В результате этого здание приняло асимметричную форму с разными размерами окон и их свободным размещением. Мощная пластика стен бревенчатых фасадов с их естественным цветом древесины – важное средство художественной выразительности деревянного модерна.


С 1911 года Александр Кабалкин не только жил на Думской, 5 (прежний адрес особняка), но и вел прием в доме в качестве ПРИСЯЖНОГО-ПОВЕРЕННОГО. Принимали здесь также два врача: Николай Прокопьевич Кабалкин – внутренние и женские болезни, и Сара Соломоновна Кабалкина – дантист.

 

2ащнардлм


Стиль модерн сформировал ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД к оформлению отдельных помещений, стремление к ансамблевому их решению. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров, порой достигает невероятной изощренности в этот период. Огромное значение придается выразительности текучих ритмов, цвета и фактуры узорной поливной керамической облицовки, кованного чугунного железа, оконных и дверных витражей.

 

В планировке деревянного особняка Кабалкина ведущая роль принадлежит МРАМОРНОЙ ЛЕСТНИЦЕ, как вертикальной оси, со свободным перетеканием внутреннего пространства во внешнее. Через парадную дверь с толстыми гранеными стеклами, играющими на свету, жильцы и гости попадали в переднюю. Из нее можно было пройти в гостиную и кабинеты, где жильцы дома Александр, Николай и Сара занимались частной практикой. Гостиная соединялась со столовой, имеющей вход-выход: на террасу с видом на реку Омь и в коридор. Под лестницей слева располагались хозяйственные помещения, кухня, кабинет врача, а справа вход в столовую для прислуги, которая подавала готовые блюда к столу.

Широкая лестница из серого мрамора с первого этажа устремляется вверх, деревянное ограждение ее исполнено в виде БАЛЛЮСТРАДЫ – спаренных колонн. Их стройный ряд придает ей изысканность, утончённость. Лестничный проём выложен разноцветной МЕТЛАХСКОЙ ПЛИТКОЙ, благодаря льющимся сквозь высокое окно солнечным лучам полон яркого света. Принцип движения мощной лестницы символизирует бесконечное течение воды, как вечного движения жизни.

 

На втором этаже располагались спальни хозяев, помещение гувернантки и детская. Пятигранный угловой ЭРКЕР увеличивает световую площадь и расширяет внутреннее пространство детской комнаты. Благодаря ему главный фасад выглядит сказочным и необыкновенным. В каждой комнате стояли высокие чугунные БАТАРЕИ НА НОЖКАХ с рельефным растительным узором. На втором этаже рядом со спальнями хозяев находилась ванная комната с оконным проемом.

По меркам того времени особняк был оснащен по последнему слову техники - у хозяев имелся даже телефон. В доме работали ВОДОПРОВОД и канализация, что было новшеством для этого времени. Зимой дом обогревался водяным отоплением. В подвале особняка находились чешский котел, автономный электрогенератор, ледник для хранения продуктов. Из котельной подвала вел отдельный выход на улицу в сторону Городской думы. 

Сегодня мы не располагаем архивными материалами, рассказывающими о внутреннем убранстве особняка, но мы убеждены, что хозяева решили свой интерьер согласно современным тенденциям стиля МОДЕРН.

 

7драпр

 

Дом первоначально имел УСАДЬБУ с парадным въездом и мощеным плитами двором. Состоятельные омичи быстроразвивающегося города отдавали предпочтение деревянным двухэтажным домам с ПАРАДНЫМ КРЫЛЬЦОМ и БАЛКОНАМИ.

Особняк Кабалкина представлял собой двухэтажное Г-образное в плане здание на ленточном кирпичном фундаменте, рубленное из бревен хвойных пород, а стыки обшиты тесом. Дом был асимметричной формы, с разноразмерными окнами и свободным размещением. УГЛОВОЙ ЭРКЕР главного фасада словно вырастает из стены. Он представляет собой выступающую за плоскость фасада часть помещения, увеличивая внутреннее пространство комнаты.
 

Каждый фасад особняка значительно отличается друг от друга: северный выходит к реке Оми, украшен высоким фигурным ФРОНТОНОМ и широкой террасой, западный сочетает различные по размеру окна, а восточный фасад представлял собой стену – БРАНДМАУЭР для защиты дома от возможного пожара со стороны близкорасположенных деревянных построек соседнего участка.
 

Центральный вход оформлен крыльцом с двумя колоннами, поддерживающими прямоугольный балкон с деревянным ограждением. Венчают колонны КАПИТЕЛИ с растительным орнаментом в виде стилизованных листьев. Исторически здание и все его элементы были МОНОХРОМНЫ. При реставрации наличники, ставни, лопатки, балконное ограждение, балкон с колоннами, фронтоны, двери и козырек дворового фасада были окрашены.

 

3рврвьр

 

В начале 30х годов некогда роскошный особняк был приспособлен под актерское общежитие ОМСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ. «… на улице 10-летия Октября, на задах краснокирпичного старосибирского здания, приютившего публичную библиотеку, чернело двухэтажное строение, на фоне архитектурной серости Омска воспринимавшееся памятником деревянного зодчества, - это было священное для омских театралов место, ибо здесь, в плотно заселенном общежитии, жили ведущие актеры Омской драмы, которых публика нередко провожала домой после спектаклей» - вспоминал театральный критик Виктор Калиш.


В 1931 году в Омск приезжает новый художественный руководитель театра драмы В.Ф. ТОРСКИЙ. Вместе с ним прибывают около двухсот человек труппы, для размещения которых отводится несколько домов, в том числе и дом Кабалкиных.


Интерьеры особняка перестраивают под нужды КОММУНАЛЬНОГО. Выгораживаются комнаты-клетушки, по одной на семью, кухня заполняется столами-тумбами с примусами и керогазами. Парадный вход забивают и пользуются дверью на боковом фасаде. Исчезают многие элементы интерьера: декор потолков и стен, напольное покрытие, увеличивается число перегородок; особняк постепенно утрачивает былую красоту. Но несмотря на это, дом заполняет теплая творческая атмосфера.


В годы Великой Отечественной войны в Омск был эвакуирован ТЕАТР ИМ. Е. ВАХТАНГОВА. До августа 1943 года вахтанговцы работали вместе с омским драматическим театром на одной сцене, нашли в Омске немало творческих друзей, с которыми не раз собирались в их гостеприимном особняке. В дни премьер и праздников дом наполнялся артистами. В 1950-е годы в особняке проживали актеры, получившие известность и высокие звания: народные артисты РСФСР Пётр Некрасов, Сергей Пономарёв, Вацлав Дворжецкий, Алексей Теплов, Борис Каширин; заслуженные артисты РСФСР Екатерина Головина, Таисия Найдёнова, Капитолина Барковская, Виктор Мальчевский. Все вместе они отмечали праздники (особенно интересно проходили встречи Нового года), пекли пироги в большой русской печи, лепили пельмени, пели, танцевали, убирали и ремонтировали свой общий дом, разводили голубей. Долгое время особняк имел неофициальное название «ПЕРВЫЙ ДОМ АКТЕРА», или «ВМЕСТИЛИЩЕ МУЗ».

 

4жлдпзшщгп

 

В течение 1970-х годов все жители актерского общежития получили отдельные квартиры, и в 80-е годы здание передали профсоюзам под ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. Теперь в многочисленных комнатах стали работать методисты и организаторы массовых праздников. В 1981-1982 годах дом переживает свой ПЕРВЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ. Многочисленные хозяева в разное время по своему усмотрению изменяли облик дома снаружи и изнутри. Во времена артистического общежития были произведены перепланировки, поставлено большое количество перегородок и утрачена часть декора интерьера.


В 1981 году была снесена ПАРАДНАЯ ОГРАДА усадьбы с коваными решетками на оштукатуренных кирпичных столбах с лепным декором, и разобраны тамбуры. Один на черном ходе, в течение долгого времени вода с крыши тамбура попадала на сруб, который не просыхал (северная сторона). В результате сам тамбур пришел в аварийное состояние. Второй тамбур на отдельном выходе с кухни и из подвала на улицу (западный фасад), – его разобрали «за ненадобностью» и в связи с его «неэстетичностью».


Балкон над парадной дверью в время замены обшивки также утратил профилированный КАРНИЗ. А саму парадную дверь зашили фанерой. Разрушенное ограждение веранды парадного входа восстановили точно ПО СТАРОМУ ОБРАЗЦУ с сохранением исторических деталей. К сожалению, парадное крыльцо и цоколь почти полностью утопили в культурном слое, тем самым существенно исказив пропорции здания. Внутри дома ограничились косметическим ремонтом.


В 1993 году расширили и углубили подвал (первоначально он размещался не более чем под четвертью дома, остальное – занимало подполье высотой около 70 см), и ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕМ под верандой черного хода был превращен в отдельный выход из подвала на улицу.

Именно таким отремонтированным дом Кабалкиных попадает на ОМСКУЮ ОТКРЫТКУ 1983 года.

 

5долаодло

 

В 1994 году дом А.С. Кабалкина решением Главы Администрации Омской области Л.К. Полежаева переходит в ведение Управления культуры и искусства Администрации Омской области и предназначается МУЗЕЮ «ЛИБЕРОВ-ЦЕНТР».


Музей «Либеров-центр» был создан как монографический музей творческого наследия АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ЛИБЕРОВА (1911-2001), народного художника РСФСР, члена-корреспондента Российской академии художеств, лауреата Государственной премии им. И.Е.Репина, профессора, Почётного гражданина города Омска, общественного деятеля, основателя художественно-графического факультета в Омском государственном педагогическом институте. Созданные им произведения стали жемчужиной музейного собрания.


Одновременно в музее начинает работать ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТУДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ, ассоциированная школа ЮНЕСКО, в которой ежегодно обучается свыше 300 детей.


Собрание музея «Либеров-центр» включает более трёх с половиной тысяч единиц произведений ЖИВОПИСИ и ГРАФИКИ, архивных материалов, детского рисунка. Центральное место в фондах музея занимают произведения А.Н. Либерова, его соратников и учеников. Среди них омские художники и педагоги Р.Ф. Черепанов, А.А. Шакенов, В.В. Кукуйцев, Г.А. Штабнов, А.А. Чермошенцев, С.К. Белов, А.Б. Сапожников, В.Л. Долгушин, А.А. Темерев, В.Н. Белов, А.С. Макаров, Г.П. Кичигин и другие. Изучение жизни и творчества, популяризация художественного наследия мастеров круга Либерова относятся к приоритетному направлению в музейной деятельности.


Свою ПЕРВУЮ ЭКСПОЗИЦИЮ музей открыл в декабре 1994 года в здании на ул. Ленина, 3. В особняке на ул. Думской с 1994 по 1999 год проходил капитальный ремонт, сопровождавшийся невосполнимыми потерями: были заменены оконные и дверные рамы и наличники второго этажа, утрачены деревянные распашные филёнчатые ставни первого этажа. Детали фасадов окрасили, придав зданию характер пряничного теремка.


Сегодня в залах музея проходят ВЫСТАВКИ ведущих художников Омска и Сибирского региона, отличающиеся особой камерностью, а ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ музея посвящена жизни и творчеству А.Н. Либерова. Ежегодно музей организует свыше 50 выставок в Омске и муниципальных районах Омской области, проводит выставки и праздничные мероприятия, познавательные ЭКСКУРСИИ и интерактивные КВЕСТЫ, творческие МАСТЕР-КЛАССЫ и встречи с ведущими сибирскими художниками.

 

Смотреть в галерее

6дащшн

Яндекс.Метрика